БОГ СУЩЕСТВУЕТ: 7 ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В РОМАНЕ БУЛГАКОВА
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» давно обрел славу самого мистического произведения русской классики. Но многие литературные критики и рядовые читатели воспринимают его и как произведение христианское. Особый интерес вызывают 7 доказательств существования Бога, упоминаемые в главах № 1 и № 3.
Пять аргументов от Фомы Аквинского
Первые 5 свидетельств обсуждаются в легендарном разговоре трех собеседников на Патриарших прудах. Между делом Воланд интересуется мнением Берлиоза о доказательствах бытия, сформулированных Фомой Аквинским. В самом романе они не перечисляются, но нашим читателям стоит напомнить каждое из них:
Наличие первоначального движения, которое не могло возникнуть без высшей силы.
Существование первопричины всех реалистичных вещей.
Необходимость существования абсолютно независимой самодостаточной силы.
Разная степень совершенства существующих на Земле объектов как часть некоего общего идеала.
Существование единого порядка и согласованности всех вещей во Вселенной, за которым стоит некий разумный творец.
Отвечая на вопрос Воланда, Берлиоз называет теорию несостоятельной и весьма сомнительной, достойной только архива человеческой истории. Воланд, в свою очередь, сравнивает этот ответ с утверждениями Канта, который полностью разрушил все аргументы знаменитого теолога. При этом не забывает упомянуть, что тем самым философ сформулировал собственное шестое доказательство:
№ 6 Цель бытия человека – в достижении высшего блага, причем цель эта должна быть вполне реальной.
Под высшей благодатью подразумевается Бог – следовательно, отрицая его существование, невозможно достичь высочайшего блага.
«Седьмое доказательство» от Булгакова
По сути сам разговор на Патриарших выступает тем самым последним доказательством, ведь в нем участвует сам Дьявол в лице Воланда. Не раскрывая своей сущности, он предлагает своим собеседникам поверить хотя бы в существование Сатаны, если в Бога они не верят.
Воланд даже открывает подробности смерти Берлиоза. «Вам отрежут голову!» – говорит он председателю правления МАССОЛИТа. Уже через несколько минут пророчество сбывается как подтверждение седьмого эмпирического доказательства – если есть на Земле Дьявол, то и существование Бога как его противоположности бесспорно.
«Седьмое доказательство» – именно так называется третья глава романа, в которой погибает Берлиоз, подтверждая своей гибелью реальность и могущество Сатаны
Казалось бы на поверхности, "Мастер и Маргарита" - роман о великой любви, преодолевающей саму смерть.
Однако, нет.
Замысел автора совсем в другом.
Не зря же изначально Михаил Булгаков первые версии романа, а их было несколько, назвал по-другому -"Железный Канцлер", "Копыто инженера". Более того, в тех версиях вообще не было ни Мастера, ни Маргариты.
Каково?
То есть эти персонажи второстепенны.
Несомненно, история любви Мастера и Маргариты очень необычна и красива, и элегантно дополняет роман. Но их сюжетная линия нужна была автору для чего-то другого.
Так о чем хотел поразмышлять великий мастер, а на тот момент просто талантливый писатель Михал Булгаков? Ведь он не знал, что из-под его пера выходит "нетленка". Или знал?
Глядя на эту фотографию, сразу понимаешь, что только этот человек и мог написать бессмертный роман.
"Мастер и Маргарита" - произведение многослойное, глубокое, со множеством сюжетных линий и персонажей. И все они могут выступать чуть ли не главными героями повествования.
О чем роман? О писателе и его тайной возлюбленной? Или о нечистой силе, во главе с самим Сатаной? Или о советской Москве 30-х годов? Или о древней Иудее, встретившей и бесславно проводившей пророка Иешуа?
Это основные линии романа, которые причудливо переплетаются, вовлекая в свой водоворт событий героев, сводя и разводя их, заставляя совершать ошибки и раскаиваться, безумствовать, любить и ненавидеть.
Смею предположить, что сам Михаил Афанасьевич хотел не просто рассказать историю любви писателя и его возлюбленной. Он был обуреваем высшей идеей, которая жгла его изнутри и которую он хотел выразить в художественной форме. Поэтому произведение так наполнено духовным смыслом, философией и религиозной темой.
Тема религии неспроста занимает такое важное место в романе. Отец писателя Афанасий Иванович Булгаков -известный русский богослов и историк религии.
Однако, читая "Мастер и Маргарита" сложно понять- на чьей же стороне автор. Многие критики разнесли роман в пух и прах, считая, что это чуть ли не "Евангелие от Сатаны".
А как было на самом деле- как теперь узнаешь? Я думаю, Михаил Булгаков сам искал ответы на многие вопросы, поставленные перед ним жизнью. И эти вопросы он перенес в свой роман, приглашая читателя вместе искать истину. Не зря же он писал роман, начиная с 20-х годов двадцатого столетия и до самой своей смерти, так и не завершив его. При жизни писталея роман так и не был опубликован.
А как видится вам смысл романа? В чем его суть? И в чем секрет успеха на протяжении десятилетий?
Делитесь мыслями в комментариях. Давайте хоть попытаемся заглянуть за кулисы романа.
Главный герой романа «Мастер и Маргарита», как говорит в конце книги Левий Матвей, не заслужил света, то есть Рая. В то же время он просит Воланда, то есть Сатану (во время бала мессир Воланд наглядно демонстрирует свою власть над душами грешников), отправить Мастера вместе с Маргаритой в покой, то есть языческий элизиум, он же первый круг христианского Ада. Почему так происходит? Ведь, казалось бы, Мастер — настоящий праведник. Получив огромные деньги, он не тратит их на развлечения, ограничившись покупкой крошечной квартиры, нужной ему для работы над романом. Он не совершает дурных поступков: не ворует, не убивает и не предаёт. За что же его отправляют в Ад?
На этот вопрос легко ответить. Главный грех и вина Мастера — его роман. Тут нужно заметить, что весь текст «Мастера и Маргариты» напрямую связан с «Фаустом» Гёте. Начиная с эпиграфа, а также имени главной героини, и вплоть до некоторых не слишком очевидных деталей. Мастер — далеко не Фауст, он не предаёт свою возлюбленную, не организует «стройки века», не участвует в дуэлях. Но Мастер полностью повторяет замысел Фауста, который тот не успел реализовать у Гёте.
Вспомним, что Фауст хотел переписать Библию. Он даже начал это делать, заменив строку «В начале было Слово» на собственный вариант: «В начале было Дело». Но потом отвлёкся от этого занятия и позабыл о нём. А вот Мастер у Булгакова выполнил эту работу, переделав текст Евангелия по-своему. Надо сказать, что Фауст всего лишь изменил процесс творения мира, а вот Мастер зашёл куда дальше. Он заменил евангельский образ Христа собственной выдумкой. Естественно, Воланду его работа пришлась очень даже по вкусу, отчего он и помогает Мастеру, а его подругу даже приглашает на роль хозяйки ежегодного бала.
Но почему в таком случае Левий Матвей заступается за Мастера? И почему именно он, а не какой-нибудь ангел? Причина в том, что в книге Мастера именно этот персонаж делает в сущности то же самое, что и сам Мастер — то есть приписывает своему Учителю то, что тот не говорил. К Воланду приходит персонаж из рукописи Мастера, а не кто-то из подлинных апостолов. А ведь по отношению к персонажам автор текста выступает в роли Творца, и эти персонажи вполне могут испытывать искреннюю благодарность к нему, что и демонстрирует поведение «рукописного» Левия Матвея.
Однако почему в этом случае Мастер не отправляется в какой-нибудь из кругов Ада — да хотя бы во второй, где у Данте находятся души знаменитых любовников? И на это тоже есть причина. В Евангелии написано: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Так вот, творение Мастера можно счесть искажением образа Христа, но при этом Мастер является подлинным писателем. Творцом, а не халтурщиком. А любое настоящее творчество идёт от Святого Духа. Сама способность творить является проявлением образа и подобия Бога в человеке.
То есть хулу на себя (если она действительно имела место) Христос Мастеру простил, в точности по евангельским словам. Но тогда снова возникает вопрос — почему в таком случае его не взяли в Свет? Да потому, что Мастер на этом остановился. Он оставил свой труд незаконченным, о чём тоже сказано в финале романа — Мастер в своём потустороннем особняке продолжит труд над книгой, точнее Книгой, то есть своим вариантом Библии.
Кроме того, Данте в «Божественной комедии» показал, что путь в Чистилище и дальше в Рай проходит через все круги Ада. Мастер же на это не решился, он не стал продолжать своё путешествие, испугавшись мистического «чернильного спрута» и вполне земного НКВД. Вместо него на самое дно адской котловины, то есть непосредственно к Сатане, пришлось идти его возлюбленной, Маргарите. Она лично знакомится с хозяином преисподней и тем самым даёт любимому шанс. Вместе с ней он сможет выйти из Ада и продолжит свой путь — как только создаст свой вариант мира (всего в целом, включая Небеса и Ад) и найдёт собственное место в нём.
Низой зовут одну из героинь романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это жительница Ершалаима, очень красивая замужняя женщина, в которую влюблен Иуда из Кириафа.
Низа представляет для Иуды объект его пламенной страсти. Возможно, отчасти из-за любви к ней Иуда (а не только из-за корыстолюбия) и совершает свое предательство Иешуа. Однако сама Низа по натуре своей коварна, она не испытывает любви к Иуде, он нужен ей только ради воплощения собственных корыстных интересов. Дело в том, что Низа является тайным агентом Афрания (подчиненного Понтия Пилата, выполняющего по его приказу поручения, в которых необходимо избегая огласки «убирать» с дороги ненужных прокуратору людей). По распоряжению Афрания Низа заманивает к себе Иуду, а потом, фактически, приводит его к верной смерти от рук убийц, которых нанял Афраний.
По мнению булгаковедов, Низа является темным персонажем романа, воплощающим в себе предательство и корысть. С одной стороны, она представляет собой двойника Иуды, который также предал ради денег Иешуа, а с другой стороны Низа является двойником Маргариты. Ведь, если вспомнить, Маргарита в романе также является замужней женщиной, которая предала своего законного мужа ради любви к Мастеру. При этом она скрывает от мужа свою страсть к другому мужчине, видимо, из-за нежелания при расставании потерять тот уровень материального благополучия, который имеет (в романе говорится о том, что муж Маргариты неплохо зарабатывал в отличие от бедного Мастера).
При этом Низа идет дальше Маргариты, предавая своего любовника на смерть. Маргарита же пытается спасти Мастера, что в итоге ей до конца не удается, потому что Азазелло не без ведома черного мага убивает Маргариту и ее любовника, забирая с собой их души. Так, Маргарита невольно оказывается причиной смерти Мастера, она увозит его из Москвы в канун пасхального воскресения, тем самым лишая его душу спасения.
При этом Низа, конечно, ведет себя гораздо более жестоко, она заранее предвидит смерть Иуды и спокойно относится к тому, что сама стала причиной этой смерти. Маргарита же не желает смерти своего любовника (как, впрочем, и собственной смерти от рук черта Азазелло), однако результат их любви одинаков: и Иуда, и Мастер, обратившись к миру дьявольских иллюзий, теряют путь к истинному Богу, а их души вынуждены вечно блуждать во мраке ночи, мучаясь от нераскаянных страстей.
Удивительный факт
Говорят, что если перечитывать роман, то каждый раз он будет играть новыми красками и смыслами.