Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мумия / The Mummy (1932)

 

 

Название: Мумия
Оригинальное название: The Mummy
Год выхода: 1932
Жанр:
ужасы
Режиссер: Карл Фройнд
В ролях: Борис Карлофф, Зита Йохан, Дэвид Мэннерс, Артур Байрон, Эдвард Ван Слоун, Бремуэлл Флэтчер, Ноубл Джонсон, Кэтрин Байрон, Леонард Муди, Джеймс Крэйн

Описание:  Египетский жрец Имхотеп через 3700 лет после смерти возвращается к жизни. Повстречав англичанку Хелен Гросвенор, он узнает в ней жрицу, жившую также почти сорок столетий назад…


 
Страна: США
Продолжительность: 01:13:08
Перевод: Профессиональный (многоголосый закадровый)
Cубтитры: русские, английские
Оригинальная аудиодорожка: английский

  • Пьеса Нины Уилкокс Патнем и Ричарда Шайера, по которой предполагалось поставить фильм, называлась «Калиостро» («Cagliostro»). Впоследствии она была переписана «под Египет» Джоном Балдерстоном с целью поэксплуатировать интерес публики к находке знаменитой гробницы Тутанхамона.

  • Имя «Имхотеп» было взято Джоном Балдерстоном из иероглифической надписи — это имя одного из древнеегипетских зодчих.
  • Грим для роли Имхотепа разрабатывал Джек Пирс. Тщательное наложение грима для съемок крупных планов занимало у него и Бориса Карлоффа до восьми часов в день.

  • Эпизод воспоминаний Имхотепа о событиях древности намеренно снят в манере немого кино — без реплик, с характерной выразительной жестикуляцией и мимикой персонажей и даже слегка измененной скоростью съемки.

  • В первоначальном варианте фильма был большой эпизод, показывавший цепочку реинкарнаций Анксенамун в разные эпохи истории. Этот материал был целиком удален из прокатной версии фильма по требованию цензуры и считается утраченным. Единственным остатком этого эпизода является упоминание в титрах так и не появляющегося на экране Генри Виктора в роли «саксонского воина».

  • Некоторые ситуации и мизансцены фильма почти точно имитируют ситуации и мизансцены фильма «Дракула» — первого сверхпопулярного звукового ужастика студии Universal.

До поры до времени, я видел фильм про Мумию образца 99-го года с Бренданом Фрейзером и Рейчел Вайс в главных ролях. Лишь только после того, как в книге «Монстры. Приведения. НЛО» мне довелось посмотреть страницу об изготовлении знаменитых киномонстрах (Кинг-Конг, Франкенштейн, и, конечно же, — Мумия), во мне загорелось желание увидеть фильы с участием этих опасных персонажей. Кстати, на коих были сделаны многочисленные ремейки. Но оригинал — это, все же, оригинал…
 


«Мумия» Карла Фейнорда — это мощнейщий блокбастер своего времени (наряду с теми же «Кинг-Конгом» и «Франкенштейном»). Это сейчас превращение лица человека в физиономию мумии (за 10 секунд) покажется пустяковым делом. Но в то время, когда не было компьютерной графики, таково действо считалось сильным кинематографическим скачком вперед.

К тому же, спокойная музыка в восточно-африканском стиле придает спокойствие повествованию итак страшной ленте. Достаточно вспомнить зловещий взгляд исподлобья трехтысячелетнего Имхотепа в исполнении Бориса Карлоффа — будущего Франкенштейна Голливуда. Такой взгляд… и ты сам через минуту станешь мумией.

Пожалуй, единственный недостаток фильма — время! Только тебя охватывает страх… и фильм подходит к концу. А ведь можно было, чтобы Имхотеп еще пощекотал нервы.

Видно продюсеры испугались за здоровье зрителей (может, были и какие-то другие причины… к примеру, голливудский конвейер в те годы, даже несмотря на кризис в стране, выпускал по две-три сотни в год картин разных жанров и масштабов — поэтому и приходилось целесообразно экономить деньги ради временного хронометража). Но «Мумия», несмотря ни на что, уже заняла свое место в нише мирового кинематографа.
Смотрите классику!
9 из 10

 

 

Egor Pikulik

Хоррор и кино: Классика, часть 7

Карл Фройнд был невероятным везунчиков по отношению к работе. Этот немецкий кинооператор успел поработать с лучшими мастерами по обе стороны атлантического океана, от Тода Броунинга до Фриц Ланга, заснять экранизации таких произведений, как на «Западном фронте без перемен» и «Убийство на улице Морг».

И тем более он застал переход от немого к звуковому кинематографу, а этот процесс, как известно, повлёк за собой множество личных и профессиональных трагедий. И именно через эту призму индивидуальных взглядов и создавался фильм «Мумия».

Отсюда вывод — в этой киноленте находится, пожалуй, самый точный и вымеренный состав кинохоррора 1930-х годов. Если уж захотите представить эту эпоху кинематографа неподготовленному, так сказать, голому зрителю, то это будет лучший вариант. Можно было бы, конечно, отдать предпочтение «Дракуле», «Франкенштейну» или даже «Уродцам», но такой полноты стандартов, применяемых в производстве кино того времени нет ни в одном из этих фильмов.

Как показалось мне, это словно заготовка готовых клише, соединённых в одном месте, для последующего вырезания и вклеивания, словно набор для детской аппликации. При этом глупо ругать исходя из этой причины фильм, просто тогда были такие стандарты. И вообще, «Мумия» — самый настоящий блокбастер американского проката 1932 года. Разве сейчас типичные попкорновые ленты снимаются по другим параметрам?

Есть такое выражение — с мира по нитке, и тут оно как нельзя кстати. Идея о проснувшемся мертвеце, похоже, взята из «Кабинета доктора Каллираги», грим Бориса Карлоффа напоминает грим монстра Франкенштейна, а различные печальные любовные истории передаются вообще испокон веков. Если присмотреться ещё внимательнее, то замечаешь интересную вещь — по сути, «Мумия» это ремейк «Дракулы» через один год, так много общего у этих фильмов. Едва спавшись от разорения в 1931 году, студия Universal, похоже, вовсе не хотела отказываться от рецепта успеха своего главного хита, к тому же, зрители требовали еще ужасов и страхов. Де факто, сюжетная линия и большая часть основных персонажей перекочевали прямо из кино о легендарном упыре. Рассказываемая история о вернувшимся из царства мертвых жреце (Борис Карлофф, экс-Франкенштейн) и его желании овладеть молодой девушкой и превратить в себе подобную мумию с самого начала был специализированным под коммерческий успех. И то, что в конце мумия уходит в небытие, при помощи влюбленного персонажа Фрэнка (Дэвид Мэннерс, бывший агент по недвижимости Джонатан Харкер) и египтолога доктора Мюллера (Эдвард Ван Слоун, он же доктор Вальдман, он же профессор Ван Хелсинг), только это подтверждает.

А теперь о самом главном. Что приносит искру жизни в любой фильм, неважно, под каким слоем пыли он лежит? Все верно, актерская игра и подходящая атмосфера. И здесь, для создания и того, и другого у «Мумии» припасен свой козырь в рукаве — Борис Карлофф. То, как он оживил пролежавший в гробнице 3700 лет труп, не поддается словесному описанию. Это из разряда тех вещей, которые лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. К тому же, его дьявольская привлекательность направлена прямо на зрителя и порой ловишь себя на мысли о том, что хочешь оглянуться и проверить, не тянет ли к тебе кто-нибудь высохшие руки. Не то, чтобы другие актёры играли плохо, нет. Но даже лучшие из них, как Ван Слоун, блекнут на фоне смертельной притягательности Карлоффа. Так что в итоге у Карла Фройнда получилось создать настоящего культового монстра, пусть и немного вторичного, но по-своему привлекательного.

 

Linnan

В 30-х годах студия «Юниверсал» клепала одни шедевры ужасов за другим, подарив нам, зрителям, сразу несколько персонажей, ставших культовыми, использованных в бесчисленных римейках и подражаниях — но мало кому из снятых в более позднее время фильмов удалось превзойти оригиналы. И один из этих персонажей — Мумия, древнеегипетских жрец Имхотеп, пытавшийся вернуть к жизни свою возлюбленную Анк-Сен-Амун, но сам поплатившийся за это святотатство собственной жизнью, будучи проклят и похоронен заживо.

Прошли тысячи лет и британские археологи во время раскопок натолкнулись на его гробницу — а так же на захороненный вместе с ним свиток, при помощи которого Имхотеп пытался вернуть свою возлюбленную, подобно Исиде, оживившей Осириса. По неосторожности одного из археологов Имхотеп оживает и сбегает вместе со свитком.

Прошло десять лет — и немолодой египтянин Ардед Бей подсказал двум археологам место захоронения Анк-Сун-Амун. Те с радостью принялись за раскопки — не ведая, что египтянин этот — совсем не тот, за кого он себя выдаёт и преследует свои собственные цели, до сих пор любя свою мёртвую принцессу и мечтая быть с ней, что не удалось когда-то, при жизни их обоих. Он даже находит её реаинкарнацию в облике Хелен Гросвенор — но даже его магия не может помочь исполнить задуманное.

Когда-то этот фильм наводил ужас на зрителей — сейчас же он может напугать разве что совсем маленьких детей. Конечно, стоит сделать скидку на возраст — но игру актёров нельзя ничем заменить.

Это сейчас научились скрывать за массой спецэффектов полные бездарности — тогда же ещё слишком живы были традиции немого кино и в фильме чувствовалось, что звук несколько мешает как следует сосредоточиться, поскольку немой фрагмент, рассказывавший об истории Имхотепа и Анк-Сун-Амун запросто уделывает весь остальной фильм. Конечно, актёры очень старались — но вот Цита Йохан явно была не в своей тарелке — постоянно переигрывала и её персонажу сопереживать совершенно не хотелось.

Неизвестно, как бы сейчас воспринималась эта старая и достаточно наивная картина, если бы Мумию играл кто-то другой. Но в этом амплуа оказался Борис Карлофф — один из символов классических ужасов. Его Ардед Бей с самых первых минут появления на экране вызывает более чем зловещие ощущения — и на протяжении фильма они лишь усиливаются. Если сейчас его игра способна вызвать такую реакцию — то что было тогда, восемьдесят лет назад? Он в одиночку переигрывает абсолютно всех своих коллег по съёмочной площадке — и после сколько ни пытались повторить его персонажа в самых различных постановках — никому не удалось даже приблизиться к его уровню, в лучшем случае став лишь бледной тенью — а в худшем — жалкой пародией.

 

 
Классика всегда останется классикой, сколько бы лет ни прошло — и пусть нынче она воспринимается иначе, нежели когда-то и скорее способна навевать ностальгию, чем вызывать то, ради чего и была снята — но благодаря Карлоффу даже сейчас этот фильм стоит того, чтобы его посмотреть не только любителям старого кино — но и всем остальным киноманам
9 из 10

Марта

Замечательный фильм. Классика ужаса — это звучит гордо! Да и Борис Карлофф играет очень красиво: мрачный такой, страшный и необычный. Думаю, фильм будут смотреть во все времена. Не только, потому что классика, а потому что никогда больше такого славного сочетания не увидят: любовь, мрак и красота.

Нынешние фильмы уже коренным образом отличаются от старого кино. И это не хорошо и не плохо. Так должно быть! Я думаю, что фильм понравится настоящим фанатам кинематографа.
10 из 10

 

Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024uCoz